К: Как ты себя
чувствуешь в роли наставника. Кажется, что ты добрался до всех
известных художников мира, и у всех у них успел побывать студентом. Был
ли сложен этот переход из ученика в учителя?
Ф: Мне
предпочтительней быть учеником. Когда мой папа показывал мне, как
делать татуировки, меня очень забавляло. А когда ты Босс- тебя некому
хвалить (смеется).
Учить-
значит делиться, а я люблю делить с людьми, которые мне нравятся. Это
всегда полезное занятие для обоих. Я смотрю на это так: Чем больше я
объясняю человеку, как я делаю подсчеты, тем меньше я боюсь, что могу
забыть об этом, когда мне это понадобиться самому. Хуже всего, когда
обладаешь полным спектром информации, а нужный момент не можешь ей
воспользоваться. Ха! Ха! Это самое большое разочарование. Быть
учителем, обязует тебя вспоминать все и быть лучше. И никогда не
забывать о том, с чего ты начинал.
Теперь
я перепрыгиваю на другую тему. Основная идея Арт Фьюжн эксперимента -
учиться у других великих художников и делиться опытом. Мне было очень
интересно наблюдать за процессом. Не важно, скольким людям это пришло в
голову. Вот ты пробовал?
К: Нет.
Ф: Это
чертовски трудно, мужик. Когда ты там, ты так потеешь, что пот капает у
тебя с подбородка. Ты вымазан во все краски, вокруг куча людей,
наблюдающих за тобой. Возможно это самая неудобная обстановка, в
которой тебе приходилось творить. Ты толчешься с пятью другими людьми,
с которыми делишь лист бумаги, и ты должен выдумать и нарисовать
что-нибудь милое, то, что понравиться группе. Все играет на то, чтобы у
тебя не получилось, но оно получается. На первобытном уровне.
Это
также похоже на то, что ты просто наблюдаешь за тем, как другие рисуют,
бессознательно принимая в этом участие. Ощущаешь, что эти люди висят у
тебя на телефоне, а ты не думаешь, а рисуешь, управляя частью их
головного мозга. Это происходит тогда, когда ты опускаешься до того,
что ты действительно, действительно знаешь! Если посмотреть на все те
рисунки, которые получаются в ходе Арт Фьюжн сессий, где бы они не
проводились, будь то в Японии, Южной Америке, Европе или Штатах; всюду
узнаются формы глаз, зубов, яйца и т.д. Все то же самое, что мы делаем
в татуировке. Рисунки в своей основе все похожи. Мы все говорим на
языке искусства.
Я
не могу с уверенностью сказать, что я полноценный художник, я могу быть
хорош в одном и слаб в другом. Но, когда нас собирается шестеро, то
можно надеяться на то, что получишь одного полного художника.
К: Хмм…Интересно- «Язык искусства»…
Ф:
Каждый играет свою роль. Каждый аспект заполнен: один работает над
формой, другой над цветом. Один с одним, другой с другим. Так выходит
целостность .
Эта
концепция применима и к татуировке в том числе. Я считаю, что лучше
фокусироваться на фундаментальных вещах, вместо того, чтобы сразу же
испытывать всякие сумасшедшие штучки. Вернитесь к наброскам. Лучше,
например, набросать 10 разных драконов, чем нарисовать один полноценный
рисунок. Ты большему учишься.
После
того, как ты нарисуешь 30 набросков дракона, ты будешь на полпути к
одному главному рисунку. Другим словом это как пытаться быстро забить
гол, недостаточно потренировавшись. Наброски нужны для того, чтобы
ощутить изображение в трехмерном измерении, и если ты сможешь
визуализировать движение, то тебе дастся рисунок намного проще.
К:
Как мы говорили прежде Филип делал мне замечания по рисованию драконов
, определи основную конструкцию, а затем ты сможешь вращать ее в
пространстве, тогда ты сможешь понять рисунок Вот, в чем секрет
…ха,ха…вот, на чем я зацикливался.
Ф:
Ну в этом и есть суть тату! Это очень сложная вещь, которая необходима
для понимания, чтоб заниматься татуировкой и новыми видами рисования;
эй! А у кого есть время на то, чтобы одновременно быть татуирощиком и
художником? Но я думаю, что мы должны находить время, если мы хотим
преуспеть.
К: Ты должен постоянно учиться…
Ф:
Конечно, мужик, для многих, кто приходит в эту профессию это тяжело для
понимания, в отличии от таких как Маркус Пачеко. Он пришел в татуировку
сразу после художественной школы. Таких как Маркус было много, тех, что
имели явное преимущество, над такими как я, познававших рисунок и
татуировку одновременно.
К: Да,
и у меня так же. На данном этапе я подражаю другим. Я до сих пор не
приблизился к уровню многих художников, но все же подражание, повысило
уровень моих работ на сто процентов почти за год.
Ф: Да, и это очень важно. Когда я на время перестал заниматься татуировкой…
К: Это было в середине 90-х верно? Ты ушел на несколько лет….Хотел быть рок-звездой или что-то вроде…Ха, Ха..
Ф:
Да, к тому времени я заработался до чертиков; татуировки по 6-7 дней в
неделю. Этого было для меня много и я решил немного перевести дух. Мне
больше не хотелось татуировки. Я хотел проявить себя еще в чем-нибудь,
и в процессе работы я об этом думал. Мой энтузиазм иссяк к тому
времени, я не хотел выкладываться, а это могло отразиться на моих
татуировках. Я хотел смотреть на себя в зеркало по утрам.
К: Да уж.
Ф: Потому
мне лучше было остановиться. Мы поехали на Ибицу и сняли нам дом,
прекрасный фермерский домик в деревне. Титин, я и мой брат Айа
(музыкант) жили там пару лет. У нас не было соседей и мы с Айа могли
спокойно работать над музыкой. Тогда же я стал рисовать для
развлечения, по большей части угольками и пастелью. Титин начала
рисовать красками. К нам регулярно приезжали родственники и друзья: Мик
из Цюриха, Хидео и Хори Риу из Японии Люк Аткинсон из Германии. Мы так
много рисовали вместе в этом доме. Все мои ранние наброски драконов
-результат моей тогдашней работы с Миком и Люком в Испании. Для нас это
было игрой, в процессе которой мы осознали технику.
К: Ты имеешь ввиду теорию…рожденную в беседах и экспериментах теорию?
Ф: Да. Мы
работали над этим вместе. Мы все время говорили о структуре, форме,
движении, о том, как части соединяются между собой. Ты должен заражать
людей своей идеей. В одиночку тебе не справиться. Моя самая любимая
часть обучения –это когда делятся знаниями и идеями.
К:
Полагаю, к тебе постоянно приходят страждущие твоего наставничества
люди. Я имею ввиду, что даже сегодня ты сделал мне несколько замечаний
по дракону…Я ценю твои советы по наброскам и твои идеи. Мне это
здорово поможет. Я уверен, что подобным ты занимаешься постоянно.
Ф: Да,
но мне намного проще с открытыми людьми, которые не бояться задавать
вопросы, такими как ты. Мне порой неловко с человеком, который ходит за
мной по пятам весь день, не задав ни единого вопроса, я начинаю
чувствовать, что это больше нужно мне; что, я должен догадаться, о чем
он хочет меня спросить, а о чем нет. Горазда веселей беседовать с
человеком, который знает что-нибудь по теме и может общаться по разным
аспектам. Это применимо ко всем, не только к тем, у кого стиль схожий с
моим. Возьмите, к примеру, Гая (Атчинсона) его работа так отличается от
моей…
К: Отличается от всех
Ф: Да,
а работы Пола отличны от моих работ и от работ Гая. Мне действительно
приятно общаться с этими парнями. Мы устраиваем встречи и я везу домой
полученную от них информацию. Подключая ее к тому, что делаю и
чувствую- я расту как художник.
Компьютер
оказался для меня хорошим дополнением. Хорошо, когда ты жмешь на кнопку
и перед тобой вся череда твоих работ. Я просматриваю и проверяю не
часто ли я повторяюсь, используя одни и те же приемы в работе. Сейчас я
много работаю фрихендом. Я стараюсь целиком уходить в подготовительную
работу, как бы домашняя работа, прежде чем я начну татуировать, что бы
все шло как по маслу. Я часто делаю рисунки. Очень маленькие. Тех, что
потом будут на все тело. Полагаю, ты видел того парня в Милане с
костюмом из дракона и карпа, так вот он весь был сделан фрихендом.
К: Да?? Вау!
Ф: Я
спроектировал его вместе с парнем утром, а днем этого же дня мы
приступили. В костюме есть возможность объединять разные вещи, я
полагаю.
К: Ты делал свое домашнее задание все эти годы, я уверен теперь это легко исходит от тебя.
Ф: Да,
но и в данном случае, лучше семь раз отмерь- один отрежь! Ты рисуешь
раз выходит не неплохо, ты перерисовываешь выходит еще лучше, никогда
не знаешь, а вдруг следующий раз окажется лучше. Моя совесть не
позволяет мне рисовать по одному разу.
К: Да, мне тоже всегда так кажется.
Ф: Ты не всегда видишь красоту в первом варианте, Да?
К: Да,
меня всегда посещает мысль о том, что это останется на коже на вечно,
следовательно я перерисовываю снова и снова, но у меня нет за плечами
такого опыта, как у тебя и стольких часов проделанной домашней работы.
Ф: Независимость-
вот в чем вся соль. Лишь единожды ты узнаешь, по какому принципу
работать- познаешь и все остальное. Главное, чтобы ты был уверен в том,
что ты делаешь и чувствовал себя при этом комфортно. Если
перерисовывать не доставляет тебе дискомфорт, то ты должен это делать,
в тату- исполнение будет выглядеть естественно.
Я
до сих пор готовлю эскизы для больших работ, но это все, как я уже
сказал, подготовка. Я делаю маленькие рисунки под разными углами, и
они служат мне картой.
К: Ты сейчас делаешь все только лишь большое…костюмы, целые шеи, лодыжки?
Ф: Да, большие татуировки - это то, чем я хочу сейчас заниматься.
К: А
ты не скучаешь по маленьким татуировкам или ты делаешь их как
добавление к большим. Все, что я видел в твоей книге- просто гигантское.
Ф:
Нет, я не скучаю по ним. Я сфокусировался на том, что хочу делать-
покрывать побольше тел. У меня пока на счету 3 полных тела и это
захватывающее зрелище.
К: Я видел одного в Милане, с большими драконами-рукавами и карпами на ребрах.
Ф: Это мой первый. Делал 8 месяцев, 90 часов, все фрихендом. Все прямым острием.
К: ВАУ!
Ф: Мой
первый из подобных, с тех пор сделал еще 2, немного больше начато. Мне
это очень нравиться, потому что перед собой вы видите законченный
проект. Я начинаю с того, что фотографирую тел, предварительно
разрисовав, потом рисую на бумаге. На коже только фрихенд.
Обрисовываю серый контур в одну иглу, и приблизительно через 3 часа на
всем теле появляется перманентные трафарет. На все это уходит один
день. Потом беру фотографии, те, где я рисовал красками на коже, ставлю
перед собой и начинаю татуировать, корректирую немного, а потом все как
всегда, контур , тени , закраска. Работаю по участкам. Мне не
приходиться волноваться по поводу концепции. Все уже было заранее
определено, не вношу в процессе никаких изменений. Я могу еще что-то
поменять на этапе серого контура, но основной рисунок уже нет.
К: Безумно!
Ф: В
какой-то степени. Но в этом есть своя красота. Все предопределено. Не
стоит переживать за дизайн, человеком он уже выбран и одобрен. По этому
вопросу лучше не волноваться. Работай в свое удовольствие. Это проект,
который у тебя не первый и не последний, хотя эти я считаю у меня
лучшими.
К: Ты доволен тем, что ты сейчас делаешь? Ты счастлив?
Ф: Да
К: Работая не много и не мало, делаешь, то, что хочешь делать?
Ф: Я
полностью погружен той мыслью, что мне нужно как можно больше тел, я
знаю, что это зависит и от меня. Заявлять о себе, показывать людям, что
можно сделать, показать, на что способен. Устроить какое-нибудь шоу. У
меня пока еще нет настоящего веб-сайта. Я знаю, что таким способом я бы
связался со многими людьми.
К: Так что ты сейчас на охоте за телами для костюмов?
Ф: Постоянно.
К примеру, когда к тебе обращаются с просьбой сделать рукав,
представляешь ли ты то, что они попросили разместить на руке в больших
размерах рассредоточенное по всему телу? На это бы было интересно
посмотреть. Руки часто просто не хватает. Вот что мне понравилось в
теле того парня. В смысле, многое мне бы хотелось сделать по-другому,
конечно, мне нравиться этот костюм. Простота и движение. Но я бы
добавил немного черного. Черный заставляет белый четче проявляться. Да
и вообще любой цвет. В этом – то и красота японской татуировки, в ней
сила трайбла, сила черного. А в этом теле много пустой кожи. В этом
виной цель сделать все быстрей, да и потом был таков изначальный
дизайн. Большие рисунки обычно делаются быстро. 90 часов. Часто клиент
лимитирует во времени.
К: Рамки?
Ф: Точно.
Такова была установка того костюма. Было очень приятно работать над
ним. Я вот думаю, а если бы мне дали на это 5 лет, я бы выводил бы,
вылизывал все те же лини, и к тому моменту, я был бы в полном
разочаровании. Плюс если татуировка занимает годы, они проходят, и кожа
у одного и того же парня становится не такой, как была. Если ты делаешь
тату парню от 18 до 24 и парню от 28 до 38, то в коже ты уже чувствуешь
разницу. Я думаю, если цвета введены, когда ты помоложе, то они будут
поустойчивее. Молодую кожу проще бить, не травмируя, т. к. она более
эластична и регенерирует быстрее и все такое. Но я также люблю грубых,
старых парней. 60-и летние ребята могут пролежать на животе по 5 часов
и глазом не моргнуть.
К: Столько изменений!
Ф: Боб Робертс сказал мне когда-то давно
одну вещь: Твои татуировки должны выглядеть хорошо уже тогда, как
только ты сделаешь контур и пробьешь черный. Они уже должны уже
казаться законченными. Это вещи, которые должны быть сделанными
правильно. Об этих простых правилах лучше помнить, потому, что легко
забыть. Как я и сказал, я пытаюсь делиться тем, что я знаю, чтобы об
этом не забыть. Ха! Ха! К примеру, Я должен себя останавливать, чтобы
не сильно увлекаться в процессе татуирования и не зацикливаться на
деталях. Иногда люди нервничают, когда я не прорисовываю все сразу,
потому, что они не видят то, что вижу я, но ты просто можешь свихнуться
на деталях либо они могут получиться у тебя не такими, какими ты их
задумал на эскизе. Ведь так?
К: Верно.
Ф: Если
ты с головой уходишь в детали, то ты должен подумать о том, как она
изменится с годами, смогут ли все мельчайшие детали остаться на своем
месте и хорошо смотреться через 15 лет. Вот почему мне нравится подход
Била Сальмона; он во многом расширил мой взгляд на татуировку. Когда я
создаю дизайн, в моем разуме нет закрытых дверей. Бил в этом очень
хорош. Я видел, как он делает японские коллажи. Он выработал стиль, при
котором каждый последующий кусок, будет прекрасно сочетаться с
предыдущим. Оставляет он рисунок с оборванными краями, так, чтобы его
всегда можно было продолжить. Это, так сказать, думать наперед. Как бы
из этого сделать рукав, даже если клиент говорит, что не хочет себе
рукав.
К: Да,
так бывает, они сначала хотят что-нибудь на предплечье….но ты-то
знаешь, что позже впоследствии, этот парень может захотеть продолжить
книзу до, собственно, рукава. Ничего не вижу плохого в том, чтобы
обеспечить себе почву для будущего рукава на половине руки.
Ф: К
примеру, можно сделать голову дракона, а когда клиент созреет для
рукава, представь, как он будет счастлив, когда ты предложишь от этой
головы продолжить всего дракона. Его тело будет обвивать руку тут и
там. Быть хорошим татуировщиком – это не просто наносить татуировки,
это намного больше. Мы должны продумывать столько различных нюансов.
Я наслаждаюсь, когда мне удается сделать рукав за один сеанс, даже фрихендом.
Сначала
я рисую ручками от запястья вверх до плеча, а потом затеняю рисунок в
обратном направлении, спускаясь вниз. Потом я делаю контур от запястья
до локтя, спускаюсь обратно делая тень. Потом также со следующей
секцией. Такой способ облагает обязательством, так как одна часть руки
будет доделана, а другая лишь набросана. Так что если вы собираетесь
прыгать с парашюта, то рекомендую сделать все один присест.
За
годы практики я научился брать от клиента по максимуму. Когда я
приступаю к крупной работе на руке, сначала я берусь за самые
болезненные места, пока клиент еще силен духом, а дальше он уже может
расслабиться. Если же вы татуировали уже несколько, а потом приступили
к болевым точка, то, возможно, вам даже придется закруглиться. Я не
знаю способ ли это…
К: Да!
Я думаю, это хороший совет, он поможет многим концептуализировать весь
процесс, и расширить свои возможности в больших татуировках.
Ф:
Исходя из своего опыта, люблю делать татуировки у Мика. Он начинает
больно, продолжает больно и заканчивает тоже больно. Я предпочитаю
такой подход слабому проклевыванию и тыканью. Заставляющие меня
выходить из напряжения и расслабляться все время. Мне кажется это куда
хуже.
К: Мысленно это тебя изводит.
Ф:
Полностью! А с Миком я сжимаю кулаки весь сеанс. Я знаю, чего ожидать и
это мне нравится. Люк (Аткинсон) такой же: он сжимает твою руку на
протяжении всего времени так сильно, что ты перестаешь чувствовать свои
пальцы. Клаус (Фурман) в этом плане тоже очень хороший татуировщик. Во
время того, как он делал мне татуировку на всю спину, он научил меня
одному приему: он каждый раз, приближаясь к болевым точкам предупреждал
меня, чтоб я не дергался, а тем временем мысленно себя готовил. Я это
очень оценил. Это действительно помогает.
К: Когда
на днях ты делал Полу ребра, я заметил, что заканчивая татуировать в
одном месте, ты всегда обозначивал точку с которой собираешься
продолжить, надавливая на нее и продолжительно смазывая мазью, прежде,
чем коснуться иглой. Знаешь это как телепатия, безмолвное общение! Ты
снова и снова надавливал, а Пол слегка двигался, чтобы дать тебе понять
что эта точка доступна, и только тогда в ход шла игла.
Ф: Это
такой способ дать понять чуваку, что ему предстоит, вместо того, чтобы
передвигаться с места на место без предупреждения. Это как-то облегчает
его участь. Вот такие мелочи, как эта, очень помогают. Я верю в то,
что, сделав легче клиенту, я сделаю легче и себе самому. Это приходит
с опытом.
Продолжение следует...
E-mail Филипа:
leu.family.iron@bluewin.ch
www.xktattoo.ru на правах дистрибьютера
Tattoo Artist Magazine.
При копировании материала ссылки ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Отдельное спасибо Ксении и Сергею Буслаевым за качественный перевод.
Источник: http://xktattoo.ru |